Экскаватор JCB JS 220 LC с харвестерной головкой Ponsse H7 на лесозаготовке в Новгородской области

Одним из знаковых специальных проектов 2019 года стало оснащение гусеничного экскаватора JCB JS 220 LC харвестерной головкой Ponsse. Силами специалистов подразделения «ЛОНМАДИ» Парнас в Санкт-Петербурге и сервисных инженеров Ponsse полностью готовая машина для лесозаготовки поставлена для компании «Холм Леспром».

Лесозаготовка – пожалуй, ключевая отрасль экономики Новгородской области. Тем не менее, несмотря на объёмы заготовки, многие областные предприятия пилят лес вручную. По причине острого дефицита кадров руководитель предприятия Антон Цветков «Холм Леспром» начал рассматривать возможность приобретения специализированной техники и остановил свой выбор на экскаваторе с харвестерной головкой.

Такое решение, во-первых, более экономически выгодно для небольших и средних предприятий: харвестер на базе экскаватора стоит почти в два раза дешевле, чем специализированная машина. Во-вторых, важное преимущество экскаватора заключается в его универсальности. С одной стороны, в любое время можно провести обратное переоборудование – снять с машины харвестерную головку и использовать его, например, для землеройных работ или сдавать в аренду. Это может быть особенно актуально в межсезонье, ведь основной объём лесозаготовки приходится на период с конца осени до начала весны. С другой стороны, оснащённый ковш-балкой экскаватор подготовит дорогу для вывоза леса форвардером и выкопает противопожарные рвы на делянке.

Многие поставщики строительной техники предлагают свои решения по переоборудованию экскаватора в харвестер. Компания «Холм Леспром» сделала выбор в пользу негабаритной модели JCB JS 220 LC с харвестерной головкой Ponsse H7.

Рассказывает Александр Ульянов, региональный менеджер по продажам «ЛОНМАДИ» Парнас:

«Исходя из условий эксплуатации и требований к экскаватору, мы предложили компании «Холм Леспром» негабаритную модель JCB JS 220 LC. Масса оснащённой машины составила около 24 тонн – на 4 тонны ниже, чем подобное решение одного из конкурентов. Разница очень существенна, ведь в Новгородской области достаточно топкая местность. Выиграть у конкурентов, которые смогли предложить систему такой же весовой категории, нам удалось за счёт установки увеличенных гусеничных траков шириной 700 мм. Такое решение обеспечивает большую площадь опоры гусениц и меньшее давление на грунт, что снижает риски подтопления машины.

Модель JCB JS 220 LC имеет необходимые характеристики мощности двигателя и гидравлического потока. Оснащённый бортовым компьютером и клапаном совмещения потоков экскаватор позволяет распределять направления потоков гидравлики: основная мощность требуется для работы харвестерной головки, при этом важно, чтобы не отключалась и ходовая часть.

Машина полностью подготовлена для эксплуатации на лесозаготовке. Сварной металлический «скелет» защищает кабину от падения деревьев. Вместо штатного лобового стекла установлено бронированное стекло толщиной 30 мм. Капотные отсеки гидравлической системы закрыты мелкой сеткой от попадания стружки, чтобы избежать рисков возгорания. Установлена защита ходовой части – опорных катков, гусеничной ленты. Днище экскаватора усилено толстым листом металла, ведь на делянках случайный наезд на пеньки – дело обычное.

Основной период лесозаготовки приходится на период с коротким световым днём. Поэтому для комфортной и безопасной работы мы применили современную технологию LED-освещения: на экскаваторе установлены 12 дополнительных светодиодных фар.

Ещё одна важнейшая доработка харвестера на базе экскаватора – установка ковш-балки. Ковш-балка используется при необходимости выбраться с труднопроходимого участка без вспомогательной техники, при замене элементов ходовой части и для экскаваторных работ.

Гусеничный экскаватор дополнительно оборудован гидроаккумуляторами, которые установлены на кабине. Это тестовый проект компании Ponsse, который позволяет добиться экономии топлива до 30-40%. Рекуперация энергии в гидроаккумуляторах позволяет экскаватору работать на холостых оборотах, при этом поток гидравлического масла используется для питания харвестерной головки. Система зарекомендовала себя успешно, и в скором времени мы сможем предложить и другим заказчикам такую опцию от нашего партнёра Ponsse».

После полной подготовки экскаватора на базе «ЛОНМАДИ» Парнас к настройке харвестерной головки приступили инженеры Ponsse. Настройка проводилась в несколько этапов, финальным из которых стал выезд сервисных специалистов на объект заказчика для калибровки системы в условиях эксплуатации и обучения оператора.

«Поскольку это первая машина для валки леса в нашем парке, главными критериями выбора поставщика были надёжность техники и сервисная поддержка, – комментирует Антон Цветков, – Мы эксплуатируем новый харвестер несколько месяцев, подходит срок первого технического обслуживания. В первые недели после поставки у нас довольно часто возникали различные вопросы по эксплуатации – оператор прежде не работал с подобной техникой, и все наши обращения обрабатывались в максимально короткий срок. Техника JCB и Ponsse – лидеры в своих сегментах, и мы своим выбором довольны».