Говорят, что кризис - это новые возможности. Хорошие слова, бодрые. Но для кого именно? Кто выигрывает в кризис?
Совершенно очевидно, что кризис в отечественной экономике наступил. Не менее очевидно и то, что источники банковского финансирования покупки новой строительной техники для российских компаний сегодня закрыты. А значит, нужно продлить эксплуатационный ресурс той техники, что имеется.
Проблем с запчастями нет?..
Сервисные центры занимают несколько иную нишу рынка, нежели производители, хотя их деятельность взаимосвязана. И если сейчас зарубежные компании, работающие на территории России, испытывают некоторые сложности с продажами техники, то в работе сервисных центров наблюдается даже положительная динамика.
Главным в работе сервисного центра является квалифицированный персонал (техники-механики, инженеры и т.д.). Возможно, в будущем отказ от импортных деталей коснется рынка запасных частей и компонентов, необходимых для проведения ремонта. Как считает Андрей Квасов, технический директор компании CVH, официального дилера Magni и SAEZ, поскольку этот процесс будет стихийным, он никак не повлияет на рабочие процессы. "На сегодняшний день не пострадало ни одно из направлений, и, возможно, в будущем замещение импортных запасных частей на аналогичные отечественные положительно скажется на стоимости работ при условии их высокого качества и низкой цены".
На данный момент сервисные центры проблем с ввозом запчастей не испытывают. Бывают небольшие задержки в поставке из-за дополнительных проверок таможенных служб, но это, как заявляют представители компаний, не критично. Однако проблемы со стоимостью импортных запасных частей существуют: расчет с поставщиками происходит в валюте, а так как курс ее не стабилен, цены часто меняются, что отпугивает покупателей. Например, Александр Шведов, начальник сервисной службы компании "Лонмади", официального дилера JCB в России, отмечает 30-40-процентное повышение закупочных цен на комплектующие.
С точки зрения российского правительства, переход на запчасти, изготовленные отечественными производителями, призван спасти экономику страны и помочь компаниям пережить нынешний кризис. Однако у руководителей сервисных центров и дилерских компаний мнение несколько иное. Некоторые вообще не собираются использовать в своей работе комплектующие российского производства.
Андрей Кузнецов, руководитель отдела сервиса JCB в России, комментирует переход на запчасти российского производства: "Даже если какая-то экономическая выгода существует, мы ее не рассматриваем. Использование фирменных запчастей JCB - это позиция компании".
С другой стороны, при условии достойного качества и более низкой цены, чем у импортных запасных частей, в условиях нестабильного курса, а уж тем более коротких сроков поставки смысл и экономическая выгода в частичном переходе, естественно, существует. Но так как производители настаивают на установке оригинальных запасных частей, а также из-за специфичности некоторых компонентов, полный переход на российские детали вряд ли возможен. Их замена отечественными аналогами будет интересна и выгодна только владельцам подержанной техники.
Обеспечить в полном объеме потребность в запасных частях у российского производства не получится. Даже при наличии возможности, потребуются большие финансовые инвестиции в разработку, производство и внедрение узлов и компонентов, которые не представлены на российском рынке. По мнению специалистов, шансы занять освобождающуюся европейскую нишу могут не российские, а скорее китайские и индийские производители. Однако это станет возможным только при полной блокировке импорта из Европы.
"Из-за отсутствия аналогов нашей техники на российском рынке, отечественные производители не скоро смогут что-то предложить. Конечно, мелкие детали, способные заменить европейские, уже существуют, и их с успехом используют, но это - капля в море", - отмечает Андрей Квасов, технический директор компании CVH.
Две стороны одной медали
Из-за повышения цен на зарубежные комплектующие и, как следствие, увеличение стоимости обслуживания и ремонта техники у официальных дилеров, последним стоит опасаться того, что клиенты пойдут обслуживать машины в "гаражные мастерские". Однако в данном сегменте существует и абсолютно противоположная реакция. Почему так происходит?
Как рассказал Андрей Квасов, технический директор CVH, многие клиенты, "обжегшись" на некачественных ремонтах и запчастях "серых центров", переходят к официалам. "И дело даже не в некачественных комплектующих, а в том, что для проведения сложных ремонтов, диагностик и прочего необходимо специально оборудование и обученный персонал, который можно найти только у официальных дилеров", - отметил он.
А. Квасов отмечает значительный отток клиентов от "подпольных" сервисных центров. "Многим клиентам кажется, что по истечении гарантийного периода нет смысла платить официалу за проведение качественного сервисного обслуживания. И они начинают проводить его своими силами или с помощью знакомых "кулибиных". Но после первых недорогих и ненужных ремонтов, они понимают, что деньги заплачены, а результата нет. Из-за простоя техники и связанных с этим убытков, многие клиенты делают выбор в сторону официальных сервисных центров".
Конечно, в случае поломки или подошедшего времени ТО лучше обращаться к официальным дилерам. Но на практике, как уже сказано выше, владельцы пытаются сэкономить на ремонте. В том числе бывают случаи, когда они полностью перекладывают ответственность за нее на плечи машиниста, иногда прописывая это в договоре найма отдельным пунктом. Ремонт техники - дело отнюдь не дешевое, особенно сейчас в связи со скачком курса валюты. А работая неофициально, СТО может позволить себе опустить цены вдвое и даже втрое.
Источник: Медиа-группа Экскаватор Ру - отраслевые интернет-СМИ по спецтехнике
Будьте в курсе главных новостей и новинок в индустрии
Нажимая на подписаться, вы даете согласие на обработку персональных данных