Бригадный генерал JCB 456ZX

Британская компания JCB по праву считается одним из «законодателей мод» в мире строительной техники. Стильный дизайн, эргономичность и функциональность — визитные карточки ее машин, не только блистающих на подиумах престижных выставок, но и добросовестно выполняющих свои обязанности в далеко не стерильных условиях, целиком оправдывая ожидания своих владельцев. На этот раз нам удалось познакомиться и с новеньким погрузчиком, и с машиной, уже «понюхавшей пороха» на крупной столичной стройке.

На полигоне в подмосковной Черной Грязи нас поджидал новенький фронтальный погрузчик JCB 456ZX, ярким желтым пятном оживляя унылый осенний пейзаж. Двадцатитонник JCB 456ZX главенствует в линейке фронтальных погрузчиков, насчитывающей 18 моделей, начиная с 4,7 т. Компания занимает прочные позиции на мировом рынке как производитель компактных, легких и средних машин, а также активно вторгается в другие сегменты. Это подтверждает успех гусеничных экскаваторов полной массой до 47 т и разработка и производство легких сочлененных самосвалов (весной 2004 г. пошел в серию сочлененник JCB 722 грузоподъемностью 20 т). Производственные возможности завода в Манчестере и конструкторский потенциал создают возможности для экспансии в сегмент фронтальных погрузчиков полной массой более 20 т. После знакомства с новой машиной, чтобы получить более полные представление о ней, мы выехали на строительство тоннелей Краснопресненской магистрали в районе Троице-Лыково г. Москвы, где работают сразу несколько погрузчиков JCB 456ZX. Одна из основных задач, которую они выполняют, — это загрузка в самосвалы грунта, подаваемого на поверхность из забоя.

Легко поднявшись по ступенькам в просторную кабину, добротно облицованную светлым твердым пластиком, с комфортом устроившись в кресле с многочисленными регулировками и подстроив под рулевую колонку, чувствуешь себя как на капитанском мостике. Обзор отличный, обилие света благодаря большой площади остекления с тонированными стеклами, отчего дизайн еще больше выигрывает, развитая система регулируемых вручную внутренних и наружных зеркал. Наружные зеркала и заднее стекло с электроподогревом — немаловажно для русской зимы. Тихо шелестит отопитель, быстро нагревая кабину. Большой информативный дисплей в поле зрения. Панели управления освещением убраны под потолок, где еще есть ниша для магнитолы.

Рулевое колесо вращается без усилий, но из одного крайнего положения в другое надо сделать пять полных оборотов. Невольно подумалось, что штурвал вместо рулевого колеса или дублирующий его джойстик был бы весьма уместен. Под педалью «газа» чувствуется мощь дизеля Cummins рабочим объемом 8,3 л. Шестицилиндровый мотор с турбонаддувом и интеркулером мощностью 161 кВт и крутящим моментом 994 Н•м обеспечивает надежную тягу, управляемость и производительную работу.

Элегантный дизайн фронтального погрузчика, характерный для всей техники JCB, радует глаз и весьма функционален. Нас приятно удивило, что погрузчики, работая на до рожном покрытии из железобетонных плит с толстым слоем скользкой серой глиняной жижи, не «по уши в грязи», хотя крылья и не полностью закрывают колеса. Кроме того, подобный дизайн способствует снижению массы машины и упрощает доступ к агрегатам двигателя. Вождение по слою грязи, особенно подмерзшей, — занятие, близкое к экстриму. И здесь очень выручают усиленные мосты с дифференциалом повышенного трения, которые входят в базовую комплектацию. Дифференциал эффективен при движении по слабым грунтам, препятствуя пробуксовке и на твердом покрытии предохраняет шины от преждевременного износа.

Пользоваться тормозами следует аккуратно, поскольку достаточно несильно надавить на педаль, чтобы их заблокировать и войти в занос. На хорошем покрытии погрузчик встает как вкопанный, и если не пристегиваться, на скорости можно запросто выйти из кабины через ветровое стекло. Машина приемистая, набирает максимальную скорость на дистанции менее 100 м. При этом на дисплее отображается, как сменяются диапазоны автоматической коробки передач (КП). У КП ZF четыре диапазона вперед и три назад, которые выбираются левым подрулевым переключателем. Чтобы не снимать руку с руля, под большой палец на джойстике управления рабочим оборудованием выведен трехпозиционный переключатель направления движения. На случай установки на погрузчик гидрофицированного навесного оборудования рядом с джойстиком уже предусмотрен рычажок, управляющий дополнительной гидромагистралью. Рядом на панели есть интересная кнопка с символом рулевого колеса. Если двигатель заглох, например, топливо закончилось, то этой кнопкой включается аварийный электродвигатель с насосом, дублирующим основной насос рулевого управления, что позволяет рулевым колесом выровнять положение погрузчика. Гидроцилиндры рулевого управления размещены далеко от земли и защищены элементами рамы. Повредить их можно, наверное, только умышленно. Погрузчик легко поднимает полный ковш, в который помещается 6 т груза. Например, кузов самосвала КамАЗ он загружает в два приема, МАЗ — в три. Учитывая высокую маневренность, его суточная производительность целиком зависит от подачи самосвалов под погрузку. При движении по неровной поверхности на несущие конструкции погрузчика передаются немалые ударные нагрузки от ковша с грузом. В гидроцилиндры стрелы строена система стабилизации с азотно-масляными аккумуляторами, чтобы заместить ударные нагрузки колебательными и тем самым сохранить ресурс машины и обеспечить комфортные условия работы оператора. Система активизируется сразу при запуске двигателя.

Комплектация погрузчика не ограничена базовой со стандартной стрелой. Для него разработаны удлиненная стрела, несколько ковшей для работы с разными материалами, от песка до скальных грунтов, в том числе гидрофицированные двухчелюстные, ковши большой вместимости и бульдозерные отвалы для погрузки и перемещения легких материалов: мусора, щепы и т. п., захваты для погрузки бревен, а также механизм быстрой смены ковша.

В зависимости от твердости материала можно подобрать сменные зубья и сегменты оптимальной формы. Список рекомендованных шин для разных условий работы насчитывает 12 позиций. Предусмотрена возможность установки централизованной системы смазки, обеспечивающей постоянную подачу смазки и упрощающая обслуживание, а для большей безопасности на ROPS/FOPS кабину может монтироваться защитная решетка.

Отдельно хотелось бы отметить, что в функциональности погрузчика, отработавшего в течение полугода 2000 машино-часов, кроме утраты девственной чистоты кабины, никаких изменений мы не заметили. Правда, 2000 часов — не тот срок, после которого можно судить о ресурсе такой машины, как фронтальный погрузчик JCB 456ZX. Благодаря высокой производительности, легкости управления и надежности он становится одним из ключевых элементов большой стройки.

Благодарим компании ЗАО «ЛОНМАДИ» и ООО «Тоннель-2001» за предоставленную возможность ознакомиться с техникой.