Нам есть чему поучиться. Визит в компанию JCB

Для британской компании «JCB», ведущего производителя строительной техники, стало хорошей традицией готовить новинки к крупнейшим строительным выставкам. В феврале этого года, накануне выставки «ConExpo-CON/AGG’2005» (США) JCB пригласила журналистов ведущих мировых строительных изданий для знакомства с новыми разработками, которые будут представлены в Лас-Вегасе. «Акулы пера» также посетили завод по производству экскаваторов-погрузчиков и телескопических погрузчиков, экскаваторный завод и мировой сервисный центр.

Новинки техники

Усилия конструкторов и технологов были сосредоточены на трех основных направлениях — освоении производства 14-тонного гусеничного экскаватора JZ 140 (новой для JCB размерной группы), модернизации экскаваторов-погрузчиков и мини-экскаваторов.
Главные особенности JZ 140 — нулевой задний вынос и полноразмерная кабина. Задний радиус поворота JZ 140 составляет 1420 мм, передний радиус — 2050 мм. Такая компактность конструкции идеально подходит для ограниченных площадок, где использовать традиционный экскаватор или физически невозможно, или опасно. В отличие от традиционных экскаваторов с нулевым задним выносом, у данной машины способность работать в стесненных условиях не влияет на габариты кабины. Кабина JZ 140 просторна и комфортабельна.
Двигатель Isuzu мощностью 98 л.с. ставит JZ 140 впереди конкурентов, традиционно устанавливающих на экскаваторы такого класса моторы меньшей мощности. Новейшая система управления AMS упрощает эксплуатацию, позволяя выбирать наиболее эффективный из четырех рабочих режимов. Частота и стоимость обслуживания также сведены к минимуму.
Первая замена фильтра и машинного масла предусмотрена через 500 часов работы. Интервал смазки осей основания стрелы и соединения стрелы и рукояти составляет 1000 часов.

Модернизация экскаваторов-погрузчиков моделей JCB 3СХ и 4СХ коснулась улучшения рабочих характеристик, повышения точности управления и удобства обслуживания. В 2003 году компания «JCB» внедрила новую джойстиковую систему управления, позволяющую оператору пользоваться функциями управления независимо от изменения положения сиденья. Модернизированная система, которая будет представлена на Conexpo 2005, выводит высокоточное управление на новый уровень. Джойстики по-прежнему монтируются на сиденье и имеют ряд ключевых доработок. Левый и правый джойстики установлены в более удобном для работы положении. Это создает дополнительное удобство при переходе из режима работы погрузочным оборудованием к работе с экскаваторной навеской.
В ответ на пожелания потребителей упрощена активация функций управления при переходе из режима работы погрузочным оборудованием к работе с экскаваторной навеской.
Кнопка активации управления экскаваторным оборудованием расположена на правом рычаге. Теперь управление экскаваторным оборудованием отключается только при развороте сиденья дальше уровня центральной стойки кабины. Тем ни менее, оператор может управлять экскаваторным оборудованием, даже развернувшись вперед в сторону погрузочного оборудования. Для этого достаточно нажать кнопку на передней панели правого рычага.
Переключатель управления гидромолотом или иным навесным оборудованием перенесен с пола на левый джойстик, что делает доступным его использование независимо от положения и угла поворота сиденья. С 2005 года на моделях экскаваторов-погрузчиков JCB 3CX Super и 4CX, предназначенных для работы в Европе, будут устанавливаться новые двигатели производства JCB — 84 л.с. без наддува, 92 л.с. и 100 л.с. с турбонаддувом. Одно из важнейших достоинств новых моторов JCB — большая мощность на малых оборотах. Заметим, что до настоящего времени вся техника JCB комплектовалась покупными моторами. И вот с нынешнего года компания начала производство собственных двигателей на вновь отстроенном заводе.
На машинах улучшена фильтрация топлива благодаря новому стандартно устанавливаемому предварительному фильтру. В результате инновации интервал обслуживания главного топливного фильтра двигателя увеличен с 500 до 1000 часов. Масляный фильтр оборудован противосточным клапаном, который не дает маслу стекать из фильтра при выключенном двигателе и предотвращает разлив масла при замене фильтра. В моделях 3СХ и 4СХ с новыми двигателями также предусмотрена новая цельная конструкция капота с двумя положениями подъема — для повседневного или полного обслуживания.
Еще одна важная новация, заслуживающая внимания, — это блокируемый гидротрансформатор. Гидротрансформатор включается автоматически, в результате улучшаются рабочие характеристики при движении по пересеченной местности, поскольку экскаватор-погрузчик может дольше двигаться с максимальной скоростью без смены скоростей.

Эволюция мини-экскаваторов серии 801 затронула поворотную платформу, кабину, гидросистему, системы управления и двигатель. Литая поворотная рама выполнена из двух частей. Гибкая технология отливки учитывает конструктивные особенности, в частности продольное расположение двигателя, позволяющее разместить топливный бак и гидробак в задней части машины вместо традиционного размещения в центре. Тем самым масса смещается назад, а поскольку нет необходимости в чрезмерных противовесах, то и общая масса машины сводится к минимуму.
Улучшен доступ к регулярно проверяемым компонентам, сгруппированным в задней части машины. Радиатор выполнен наклонным, что облегчает доступ к ремню вентилятора.
Для повышения надежности и сокращения количества мест потенциальных утечек в новой гидросистеме уменьшено количество шлангов и соединений.
Улучшению плавности и точности управления способствует усовершенствованное сервоуправление, дополненное блоком клапанов с передовой технологией «микро сечения».
На экскаваторах внедрена совершенно новая герметичная звукоизолированная кабина. Во всех новых моделях серии 801 установлены экономичные 1,1-литровые двигатели, соответствующие требованиям Евро II. Емкость топливного бака увеличена на 30%.
Вдобавок вдвое, до 500 мото-часов, увеличен интервал обслуживания двигателей.

Производство по-английски

Из десяти заводов JCB, расположенных на территории Соединенного Королевства, журналистам показали два — завод по производству экскаваторов-погрузчиков и телескопических погрузчиков, экскаваторный завод, а также мировой центр запасных частей.
В городе Ростер (графство Стаффордшир) расположен завод по производству экскаваторов-погрузчиков и телескопических погрузчиков, пожалуй, самый главный в структуре компании, т.к. экскаваторы-погрузчики составляют основу производственной программы JCB.
Ежедневно с его конвейеров сходит 55-60 экскаваторов-погрузчиков и 40 погрузчиков с телескопической стрелой. В год получается 15 тыс. первых и 10 тыс. вторых, в сумме — 25 тыс. единиц техники. Заметьте, что у них 25 тыс. машин делают полторы тысячи человек, а у нас полторы тысячи машин делают 25 тыс. работников. До столь высокой эффективности производства нам, к сожалению, ох как далеко.
Первое впечатление от посещения завода — вроде все как у нас: обычные цеха, те же технологические операции... Однако в итоге машины получаются надежными, высокопроизводительными и изготовляются в максимально возможном количестве минимальным числом людей. Завод работает в две смены с 8 до 18 часов, включая два перерыва — 30- и 15-минутный. Изготовление машин сосредоточено на двух линиях: на одной собирают экскаваторы-погрузчики, на другой — телескопики. Производство очень компактное, размещено в одном здании, по два пролета отдано под каждую производственную линию. В смежных пролетах соседствуют заготовительный участок и участок предпродажной подготовки, т.е. производственная цепочка построена в виде буквы «П». На заготовительном участке идет резка и штамповка металла. Здесь используется самое различное оборудование, среди которого наиболее примечательное — машина для лазерной резки металла. Далее заготовки поступают на участок сварки, где детали предварительно наживляются, после чего выполняется окончательная сварка при помощи роботов. После этого для снятия внутренних напряжений осуществляется низкотемпературный отжиг, после чего посадочные отверстия и привалочные поверхности подвергаются окончательной расточке.
Затем металлоконструкции отправляются на дробеструйную обработку. Само собой разумеется, что после этого эмаль наносится не на голый металл, он подвергается фосфатированию.
В торце цеха (на вершине той самой условной буквы «П») расположен покрасочный участок. Окраска выполняется напылением, после чего деталь сушится при температуре 90°С. Теперь детали машин, пройдя весь цех от начала до конца, окрашенные и просушенные, направляются на сборку в противоположном направлении — в начало цеха, только по смежному пролету. Сборка осуществляется на движущемся с малой скоростью конвейере. К каждой крупной детали (раме, стреле и т.п.) прилагается спецификация комплектующих, которые должны быть на нее установлены. К движущейся по конвейеру машине прицепляется контейнер с мелкими деталями, которые устанавливаются на машину. Параллельно сборочному конвейеру в этом же пролете ведется подсборка крупных агрегатов — мостов и двигателей.
С конвейера техника попадает на участок доводки, где, помимо всего прочего, выполняется компьютерное тестирование органов управления. Дальнейший путь — на площадку испытаний, где машины подвергаются полуторачасовым испытаниям, в том числе с грузами.
Только после этого они проходят предпродажную подготовку и попадают на стоянку готовой продукции. На всем пути — от заготовки металла до последней сборочной операции — рабочие несут личную ответственность за выполненную работу. Построение технологического процесса выполнено идентично, что на линии по изготовлению экскаваторов-погрузчиков, что на линии телескопических погрузчиков.
В отдельное производство выделено изготовление гидроцилиндров. Еженедельно этот цех выдает по 5-6 тыс. гидроцилиндров более 300 моделей. Из всего технологического процесса изготовления гидроцилиндров наибольший интерес представляет сварка трением. За счет высокой скорости притирания (700 об/мин) двух вращающихся деталей образуется прочный чистый шов без характерных наплывов, присущих традиционной сварке.

В компании «JCB» пекутся не только о техническом уровне, качестве собственной продукции и имидже. Всего этого не будет, если не учитывать человеческий фактор. Например, на заводе по производству экскаваторов-погрузчиков и телескопических погрузчиков есть свой медпункт, в котором предложат не только анальгин и активированный уголь, но и полноценную квалифицированную медицинскую помощь специалистов разного профиля. Более того, при медпункте есть даже своя карета скорой помощи! На предприятии есть профсоюз. В общем, все, как у нас при социализме, только лучше. Средняя зарплата рабочих составляет 2,5 тыс. фунтов в месяц (около 5 тыс. долларов), инженеров — 3 тыс. фунтов в месяц (около 6 тыс. долларов). А обед в заводской столовой стоит максимум 150 рублей, в переводе на наши деревянные.
Фирма не забывает свои корни. Да и как тут забыть, бизнес то семейный! В штаб-квартире есть музей истории производства, где представлены образцы ранее выпускавшихся моделей и последние разработки.
Новая техника стоит на первом этаже здания в специальном демонстрационном зале. Здесь же находится магазинчик, где можно приобрести товары с фирменной символикой JCB и точные масштабные модели всего спектра строительной техники, выпускаемой компанией. А вот исторические образцы (не макеты!) расположены непосредственно в инженерном центре на втором этаже. В громадном зале по соседству с рабочими местами работников умственного труда находятся экскаваторы-погрузчики, выпущенные в 60-80-е годы прошлого века.

Хорошее впечатление произвел и завод экскаваторов в городе Ютоксетер (также графство Стаффордшир). Те же чистота и порядок (во всем!), продуманные технологические процессы, все компактно и максимально эффективно. В отличие от завода экскаваторов-погрузчиков и телескопических погрузчиков, здесь масштабы поскромнее — 320 работающих, ежегодный выпуск — 3,5 тыс. экскаваторов. Заметьте, выработка на одного человека (включая инженерно-технический персонал) — более 10 машин в год (на отечественных предприятиях все с точностью до наоборот).
Впечатлило не только производство строительной техники JCB, но и ее сервисная поддержка. Пять лет назад в Стаффордшире был введен в эксплуатацию мировой центр запчастей общей площадью 60 тыс. м2, строительство которого обошлось в 27 млн. фунтов. Центр занимается технической поддержкой продаваемой техники, продажей запасных частей и навесного оборудования. Центр оснащен компьютеризированной системой управления складом, благодаря чему удается обрабатывать огромное число заказов, количество которых в некоторые дни достигает 1600. Запчасти поставляются в 180 стран мира, куда направить нужную деталь — за это отвечает компьютер.