Успешное вхождение компании JCB на динамично растущий рынок энергетических установок стало возможным благодаря созданию ее специалистами внушительной гаммы изделий, насчитывающей 44 модели мощностью от 15 до 500 кВА.
Типы дизель-генераторов
Всех их можно разделить на три типа: открытые дизель-генераторы (без шумоизолирующих кожухов), закрытые дизель-генераторы (с кожухами) и в универсальном исполнении (арендные дизель-генераторы). Первый из них включает 18 моделей, которые рассчитаны на применение в местах, где нет ограничений по шумовой нагрузке, а погодные условия не препятствуют работе двигателей. Второй — также насчитывает 18 электростанций и предназначен для открытых площадок или мест, где установлены нормативы на шум. И третий, так называемый «арендный», состоящий из 8 дизель-генераторов, каждый из которых оснащён набором электрических разъёмов, обеспечивающих максимальную универсальность применения моделей. Все дизель-генераторы изготавливают под заказ, что позволяет удовлетворить запросы самых взыскательных клиентов.
Оборудование JCB соответствует стандарту UNI EN ISO 9001: 2000, международным сертификатам качества и российским ГОСТам. Для производства электростанций используются электрогенераторы и дизельные двигатели ведущих мировых изготовителей.

Дизель-генераторы
Одно- и двухподшипниковые электрогенераторы Newage Stamford обладают отличными эксплуатационными характеристиками и высокой надежностью. Использование трехфазных безщеточных генераторов переменного тока для ряда установок JCB позволяет избежать сбоев в работе дизель-генератора, гарантировать его устойчивость к перегрузкам, получать «качественную электрическую энергию» (частотой 50 Гц), обеспечивать увеличенную производительность всей установки в целом. Например, используемые в конструкции генераторы, допускают перегрузки по току до 300 % на 20 сек., до 50 % на 2 мин., и до 10 % в течении 1 часа через каждые 12 часов (при работе данного дизель-генератора в основном режиме работы).
Дизель-генератор работает в основном или резервном режиме. В основном режиме время работы дизель-генератора не ограничивается моточасами. В резервном режиме, когда дизель-генератор подключен к нагрузке, которая питается в основном режиме от электросети, включается в работу в случае прерывания подачи электроэнергии и в данной ситуации его перегрузка недопустима.
Дизель-генераторы малой мощностью серий G17Q – G33Q оснащаются однофазным (выходное напряжение 220 В) или трехфазным генераторами (380 В), электростанции средней мощности G55Q – G88Q оборудуют трехфазными генераторами с выходным напряжением 380 или 415 В, при этом выходной напряжение генераторов можно менять, электросхему с другим рядом напряжения применяют по заказу (415В/240В; 400В/230В; 380В/220В). В более мощных электростанциях G100Q – G220Q нашли применение трехфазные генераторы с тем же выходным напряжением, что и на станциях G55 - G88Q. На образцах с индексами G330Q – G550Q, находящихся на вершине модельного ряда, используют генераторы серии НС.
Оптимизация работы дизель-генераторов JCB достигается за счет подбора для каждого типа электрогенератора наиболее подходящей модели дизельного двигателя. Так малые генераторы серий (G17Q – G33Q) комплектуются дизельными двигателями Deutz, средние серии (G55Q – G88Q) — моторами JCB, более крупные серии (G100Q – G220Q) — Sisu, а самые мощные (G330Q – G550Q) — дизелями Scania.
Двигатели
Основными параметрами по которым оценивается выбор данных марок двигателей являются: надежность, экономичность, стоимость и частота технического обслуживания, развитость сервисной службы, соответствие экологическим требованиям.
Дизельные двигатели немецкой фирмы Deutz, специализирующейся на производстве силовых установок в течении последних 140 лет, имеют традиционно высокий рейтинг среди европейских и российских заказчиков-строителей. Малошумными дизелями c турбонаддувом оснащаются генераторы серий G17Q – G33Q. Рабочий объем трехцилиндровых моделей серии Deutz TD2009L03 равен 1,72 л, подобный показатель у четырехцилиндровых аналогов Deutz TD2009L04 составляет 2,3 л. Расход топлива у самого мощного образца в основном режиме — 6,55, в резервном режиме — 7,42 л/ч. Вместимость топливного бака — 100 л.
Значительным техническим достижением JCB стало освоение выпуска, специально разработанных для разнообразной строительной техники, дизелей семейства JCB 444. Они прекрасно адаптированы для работы в составе дизель-генераторов серий G55Q – G88Q. Двигатели изготавливаются на сверхсовременном заводе Dove Valley Park в Дербишире. Проект по выпуску этих моторов стоимостью 80 млн. фунтов стерлингов — самое большое капиталовложение компании JCB за всю ее 60-летнюю историю.
Разработчикам JCB 444 удалось решить четыре главные задачи: создать прочную конструкцию двигателя, способного развивать высокий крутящий момент уже на малых частотах вращения коленчатого вала, добиться пониженного уровня шума и обеспечить возможность дальнейшей адаптации мотора под ужесточающиеся в перспективе требования законодательства по экологии.
Результатом напряженной пятилетней программы опытно-конструкторских разработок стала рядная дизельная «четверка» рабочим объемом 4,4 л, оборудованная четырьмя клапанами на цилиндр. Для удовлетворения нужд потребителей освоен выпуск четырех модификаций двигателя по мощности: 74 и 84 л.с. без наддува, 100 л.с. с турбонаддувом и 125 л.с. с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. В зависимости от исполнения двигателя максимальный крутящий момент при 1300 мин-1 соответственно составляет 320, 425 и 525 Нм. Двигатели мощностью менее 100 л.с. оснащены системой механического впрыска, остальные — электронной. Создателям JCB 444 удалось добиться низкого уровня шума, который не превышает 89 дБ, а на холостом ходу — 78 дБ. JCB 444 оптимален для оснащения дизель-генераторов мощностью 50 – 100 кВт, которые составляют 40% продаж на мировом рынке дизель-генераторов.
В разработке двигателя участвовало около сотни специалистов. Компания JCB сотрудничала с такими известными авторитетами в области проектирования дизельных двигателей, как инженерно-консалтинговая компания Ricardo Consulting Engineers, фирма AVL, специализирующаяся в области сгорания топлива и вредных выбросов, и фирма «Cosworth» (в настоящее время Mahle Power-train Ltd), которая производит блоки цилиндров и их головки.
Расход топлива самой мощной электростанции G88Q, в которой используется двигатель JCB 444 NA составляет 20 л в основном режиме и — 22,1 л в резервном. Объем топливного бака составляет 220 л.
Вполне оправдано применение выносливых, долговечных дизельных двигателей финской компании Sisu, оснащенных турбонаддувом. Четырехцилиндровая версия SisuDiesel 420 DSRG имеет рабочий объем 4,4 л, а шестицилиндровый вариант SisuDiesel 634 DSRAG — 6,6 л. Объем топливного бака в зависимости от мощности двигателя 220 или 400 л.
Шестицилиндровые рядные дизельные двигатели шведской компании Scania серии DC12-54, используемые в дизель-генераторах JCB, имеют рабочий объем 11,7 л. Объем топливного бака составляет 1000 л.
Массивная точно изготовленная рама-основание, минимизирует вибрации генераторной установки и обеспечивает выполнение такого исключительно важного параметра, как соосность коленчатого вала двигателя и вала ротора, что особенно актуально для одноподшипниковых генераторов.
Управление и автоматика
Все дизель-генераторы JCB оснащены электронной системой управления, позволяющей программировать режим работы установки. Управление выведено на унифицированную сенсорную цифровую панель, являющуюся последним словом техники. Эффективное безаварийное функционирование обеспечивается с помощью автоматического мониторинга показателей работы электростанции и выдачи получаемых данных на дисплей с применением предупреждающей сигнализации и запрограммированного автоматического выключения дизель-генератора в случае возникновения аварийной ситуации (перегрев двигателя, падение давления масла, перегрузка по току и т.п.). Дизель-генераторы приспособлены к круглосуточной работе и не требуют остановки для проверок и профилактики. Ровный температурный режим, прозрачный выхлоп, правильный звук работающего дизеля позволяют долго не останавливать его и быстро диагностировать неисправность.
По заказу любой дизель-генератор оснастят беспроводным дистанционным управлением GPS, системой автоматического пуска электростанции при падении напряжения основной электросети. В последнем случае блок контроля и автоматики с программируемой системой автозапуска определяет состояние питающей сети, осуществляет защиту потребителей электроэнергии от повышенного (пониженного) напряжения, а также для автоматического запуска электростанции, если напряжение питающей сети находится за допустимыми пределами. В дополнение к этому существует возможность построения электрической системы синхронизации дизель-генераторов как между собой, так и с основной сетью. При росте потребления электроэнергии мощность можно увеличить, параллельно подключив дополнительный дизель-генератор. Подключение нескольких установок позволяет не только компенсировать пиковые нагрузки и рост потребления, но также повышает надежность всей системы и позволяет обслуживать дизель-генераторы поочередно. По желанию клиента дизель-генератор изготавливается в северном или тропическом исполнении.
И еще несколько немаловажных особенностей. Это — продуманность конструкцию дизель-генераторов JCB (удачная компоновка, удобный доступ к узлам и агрегатам, наличие откидных люков и дверей), облегчающая техническое обслуживание. Это — использование передовых дизайнерских решений, повышающих эстетическую привлекательность установок. И, наконец, это — низкий расход топлива. Так, например, на станции класса 100 кВт расход дизельного топлива составляет всего лишь 290 г/кВтч.
Таким образом, появление на российском рынке дизель-генераторов компании JCB позволяет российским потребителям расширить возможности выбора и приобретения качественных агрегатов. Тем более, что гарантийным и послегарантийным обслуживанием дизель-генераторов занимается компания «ЛОНМАДИ», являющаяся в России официальным дилером британской JCB.