Семейство дизель-генераторов JCB

Успешное вхождение компании JCB на динамично растущий рынок энергетических установок стало возможным благодаря созданию ее специалистами внушительной гаммы изделий, насчитывающей 44 модели мощностью от 15 до 500 кВА.

Типы дизель-генераторов

Всех их можно разделить на три типа: открытые дизель-генераторы (без шумоизолирующих кожухов), закрытые дизель-генераторы (с кожухами) и в универсальном исполнении (арендные дизель-генераторы). Первый из них включает 18 моделей, которые рассчитаны на применение в местах, где нет ограничений по шумовой нагрузке, а погодные условия не препятствуют работе двигателей. Второй — также насчитывает 18 электростанций и предназначен для открытых площадок или мест, где установлены нормативы на шум. И третий, так называемый «арендный», состоящий из 8 дизель-генераторов, каждый из которых оснащён набором электрических разъёмов, обеспечивающих максимальную универсальность применения моделей. Все дизель-генераторы изготавливают под заказ, что позволяет удовлетворить запросы самых взыскательных клиентов.

Оборудование JCB соответствует стандарту UNI EN ISO 9001: 2000, международным сертификатам качества и российским ГОСТам. Для производства электростанций используются электрогенераторы и дизельные двигатели ведущих мировых изготовителей.

Дизель-генераторы

Одно- и двухподшипниковые электрогенераторы Newage Stamford обладают отличными эксплуатационными характеристиками и высокой надежностью. Использование трехфазных безщеточных генераторов переменного тока для ряда установок JCB позволяет избежать сбоев в работе дизель-генератора, гарантировать его устойчивость к перегрузкам, получать «качественную электрическую энергию» (частотой 50 Гц), обеспечивать увеличенную производительность всей установки в целом. Например, используемые в конструкции генераторы, допускают перегрузки по току до 300 % на 20 сек., до 50 % на 2 мин., и до 10 % в течении 1 часа через каждые 12 часов (при работе данного дизель-генератора в основном режиме работы).

Дизель-генератор работает в основном или резервном режиме. В основном режиме время работы дизель-генератора не ограничивается моточасами. В резервном режиме, когда дизель-генератор подключен к нагрузке, которая питается в основном режиме от электросети, включается в работу в случае прерывания подачи электроэнергии и в данной ситуации его перегрузка недопустима.

Дизель-генераторы малой мощностью серий G17Q – G33Q оснащаются однофазным (выходное напряжение 220 В) или трехфазным генераторами (380 В), электростанции средней мощности G55Q – G88Q оборудуют трехфазными генераторами с выходным напряжением 380 или 415 В, при этом выходной напряжение генераторов можно менять, электросхему с другим рядом напряжения применяют по заказу (415В/240В; 400В/230В; 380В/220В). В более мощных электростанциях G100Q – G220Q нашли применение трехфазные генераторы с тем же выходным напряжением, что и на станциях G55 - G88Q. На образцах с индексами G330Q – G550Q, находящихся на вершине модельного ряда, используют генераторы серии НС.

Оптимизация работы дизель-генераторов JCB достигается за счет подбора для каждого типа электрогенератора наиболее подходящей модели дизельного двигателя. Так малые генераторы серий (G17Q – G33Q) комплектуются дизельными двигателями Deutz, средние серии (G55Q – G88Q) — моторами JCB, более крупные серии (G100Q – G220Q) — Sisu, а самые мощные (G330Q – G550Q) — дизелями Scania.

Двигатели
Основными параметрами по которым оценивается выбор данных марок двигателей являются: надежность, экономичность, стоимость и частота технического обслуживания, развитость сервисной службы, соответствие экологическим требованиям.

Дизельные двигатели немецкой фирмы Deutz, специализирующейся на производстве силовых установок в течении последних 140 лет, имеют традиционно высокий рейтинг среди европейских и российских заказчиков-строителей. Малошумными дизелями c турбонаддувом оснащаются генераторы серий G17Q – G33Q. Рабочий объем трехцилиндровых моделей серии Deutz TD2009L03 равен 1,72 л, подобный показатель у четырехцилиндровых аналогов Deutz TD2009L04 составляет 2,3 л. Расход топлива у самого мощного образца в основном режиме — 6,55, в резервном режиме — 7,42 л/ч. Вместимость топливного бака — 100 л.

Значительным техническим достижением JCB стало освоение выпуска, специально разработанных для разнообразной строительной техники, дизелей семейства JCB 444. Они прекрасно адаптированы для работы в составе дизель-генераторов серий G55Q – G88Q. Двигатели изготавливаются на сверхсовременном заводе Dove Valley Park в Дербишире. Проект по выпуску этих моторов стоимостью 80 млн. фунтов стерлингов — самое большое капиталовложение компании JCB за всю ее 60-летнюю историю.

Разработчикам JCB 444 удалось решить четыре главные задачи: создать прочную конструкцию двигателя, способного развивать высокий крутящий момент уже на малых частотах вращения коленчатого вала, добиться пониженного уровня шума и обеспечить возможность дальнейшей адаптации мотора под ужесточающиеся в перспективе требования законодательства по экологии.

Результатом напряженной пятилетней программы опытно-конструкторских разработок стала рядная дизельная «четверка» рабочим объемом 4,4 л, оборудованная четырьмя клапанами на цилиндр. Для удовлетворения нужд потребителей освоен выпуск четырех модификаций двигателя по мощности: 74 и 84 л.с. без наддува, 100 л.с. с турбонаддувом и 125 л.с. с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. В зависимости от исполнения двигателя максимальный крутящий момент при 1300 мин-1 соответственно составляет 320, 425 и 525 Нм. Двигатели мощностью менее 100 л.с. оснащены системой механического впрыска, остальные — электронной. Создателям JCB 444 удалось добиться низкого уровня шума, который не превышает 89 дБ, а на холостом ходу — 78 дБ. JCB 444 оптимален для оснащения дизель-генераторов мощностью 50 – 100 кВт, которые составляют 40% продаж на мировом рынке дизель-генераторов.

В разработке двигателя участвовало около сотни специалистов. Компания JCB сотрудничала с такими известными авторитетами в области проектирования дизельных двигателей, как инженерно-консалтинговая компания Ricardo Consulting Engineers, фирма AVL, специализирующаяся в области сгорания топлива и вредных выбросов, и фирма «Cosworth» (в настоящее время Mahle Power-train Ltd), которая производит блоки цилиндров и их головки.

Расход топлива самой мощной электростанции G88Q, в которой используется двигатель JCB 444 NA составляет 20 л в основном режиме и — 22,1 л в резервном. Объем топливного бака составляет 220 л.

Вполне оправдано применение выносливых, долговечных дизельных двигателей финской компании Sisu, оснащенных турбонаддувом. Четырехцилиндровая версия SisuDiesel 420 DSRG имеет рабочий объем 4,4 л, а шестицилиндровый вариант SisuDiesel 634 DSRAG — 6,6 л. Объем топливного бака в зависимости от мощности двигателя 220 или 400 л.

Шестицилиндровые рядные дизельные двигатели шведской компании Scania серии DC12-54, используемые в дизель-генераторах JCB, имеют рабочий объем 11,7 л. Объем топливного бака составляет 1000 л.

Массивная точно изготовленная рама-основание, минимизирует вибрации генераторной установки и обеспечивает выполнение такого исключительно важного параметра, как соосность коленчатого вала двигателя и вала ротора, что особенно актуально для одноподшипниковых генераторов.

Управление и автоматика
Все дизель-генераторы JCB оснащены электронной системой управления, позволяющей программировать режим работы установки. Управление выведено на унифицированную сенсорную цифровую панель, являющуюся последним словом техники. Эффективное безаварийное функционирование обеспечивается с помощью автоматического мониторинга показателей работы электростанции и выдачи получаемых данных на дисплей с применением предупреждающей сигнализации и запрограммированного автоматического выключения дизель-генератора в случае возникновения аварийной ситуации (перегрев двигателя, падение давления масла, перегрузка по току и т.п.). Дизель-генераторы приспособлены к круглосуточной работе и не требуют остановки для проверок и профилактики. Ровный температурный режим, прозрачный выхлоп, правильный звук работающего дизеля позволяют долго не останавливать его и быстро диагностировать неисправность.

По заказу любой дизель-генератор оснастят беспроводным дистанционным управлением GPS, системой автоматического пуска электростанции при падении напряжения основной электросети. В последнем случае блок контроля и автоматики с программируемой системой автозапуска определяет состояние питающей сети, осуществляет защиту потребителей электроэнергии от повышенного (пониженного) напряжения, а также для автоматического запуска электростанции, если напряжение питающей сети находится за допустимыми пределами. В дополнение к этому существует возможность построения электрической системы синхронизации дизель-генераторов как между собой, так и с основной сетью. При росте потребления электроэнергии мощность можно увеличить, параллельно подключив дополнительный дизель-генератор. Подключение нескольких установок позволяет не только компенсировать пиковые нагрузки и рост потребления, но также повышает надежность всей системы и позволяет обслуживать дизель-генераторы поочередно. По желанию клиента дизель-генератор изготавливается в северном или тропическом исполнении.

И еще несколько немаловажных особенностей. Это — продуманность конструкцию дизель-генераторов JCB (удачная компоновка, удобный доступ к узлам и агрегатам, наличие откидных люков и дверей), облегчающая техническое обслуживание. Это — использование передовых дизайнерских решений, повышающих эстетическую привлекательность установок. И, наконец, это — низкий расход топлива. Так, например, на станции класса 100 кВт расход дизельного топлива составляет всего лишь 290 г/кВтч.

Таким образом, появление на российском рынке дизель-генераторов компании JCB позволяет российским потребителям расширить возможности выбора и приобретения качественных агрегатов. Тем более, что гарантийным и послегарантийным обслуживанием дизель-генераторов занимается компания «ЛОНМАДИ», являющаяся в России официальным дилером британской JCB.